Традиционная психология рассматривает развитие человека – как процесс обретения все большей свободы. В этом представлении маленький ребенок выглядит жалким, зависимым от множества обстоятельств, существом, прочно привязанным к своей матери. Дальнейшее – это лишь постепенное отдаление от матери, потом – от родителей и уход в свободное плаванье по бурным волнам жизни.
А мне думается, что это не ребенок, а его мама привязана к нему в значительно большей степени!
Давайте обратимся все же к тому, что называют психологией и разделим физическое и психическое. Да, младенец не может обойтись без материнского молока, но обходится, если у мамы его нет, молочными смесями. В старой России часто младенца из приличных семей носили кормилице за деньги – чужой тете из простых. Да, маленький нуждается в тепле и одежде, но ему, признайтесь, без разницы – шведской, немецкой, русской или иранской фирмы его распашонки, какого они цвета – голубого или розового, ему милы любые, если они мягкие и теплые. Он бы, пожалуй, довольствовался вполне стираными-перестиранными глажеными-переглаженными ползунками, доставшимися в наследство ему от его же родителей. Впрочем, так оно и бывало: раньше под наследством понимали постельное белье, подушки, одежду, которую носили несколько поколений подряд. Что еще – да, нужно купать малыша, стирать пеленки, но есть ли ему дело – в какой ванночке его купают – в розовой или желтой, в старой или в новой, а стирать пеленки модными порошками – это уж совсем худое дело – для младенца лучше всего простое хозяйственное мыло!
Получается, что у маленького крайне мало притязаний к этому миру и к своим родителям, он готов довольствоваться самым малым, без чего не может обойтись, и при этом быть здоровым и счастливым. Много ли вы знаете взрослых людей, которые довольствуются поношенной одеждой, кушают воду с молоком, умываются простой водой, стирают хозяйственным мылом свою одежду и довольны жизнью? Да еще так довольны, что улыбаются, как только видят знакомое лицо, что смеются заразительно и взахлеб, когда их тискает близкий родной человек. Да, вы скажете – есть такие, знаем — они, вероятно просто дурачки!
А кто — все эти большие серьезные люди, которые кичатся своей самостоятельностью и независимостью, не могут и шагу ступить без коммуникатора фирмы «Аpple», без автомобиля марки «Lexus», без туфель фирмы «Riker», без ручек фирмы «Parker», они будут страдать от голода, если не смогут пообедать в дорогом ресторане, мучиться от жажды, если закончится вода в кулере, а их водитель возьмет как назло отгул, да что там говорить – не могут обойтись без такой ерунды, как сигареты «Pierre Cardin» и коньяка «Hennessy»? Это – умные люди?
Если мы ближе познакомимся с другими взрослыми людьми, не столь крутыми – то мы увидим то же самое, только коммуникатор будет обязательно фирмы «Nokia», а автомобиль – «Mitsubishi Lancer».
Так что я думаю – младенцы – это самый свободный народец на земном шаре! Они счастливы уже от того, что живут, вдыхают этот воздух, пьют молоко, смотрят на погремушки и чувствуют прикосновение мамы – и этого достаточно.
А вот потом начинаются сложности – когда в жизни ребенка появляются знакомые дети, тогда появляется то, что характерно, пожалуй, только для людей – конкуренция. Не за пищу, которой достаточно, не за самку, которые еще не интересны – а за вещи и за внимание других. Это немедленно и резко ограничивает свободу малышей – когда появляется «хочу» и когда «хочу» превращается в «хочу лучше, чем у Васи».
Потом вещи вовсе берут в плен ничего не подозревающего человека.